Марецкая была очень обаятельным, остроумным, интеллигентным, образованным человеком. Её очень любила публика и почитали власти, которые наградили актрису самыми высокими наградами - два ордена Ленина, четыре значка лауреата Сталинской премии. Фильмы с её участием "Член правительства", "Она защищает Родину", "Сельская учительница" шли с неизменным триумфом. Когда она появлялась на сцене, зал ревел от восторга. И никто не догадывался, насколько трагична жизнь этой "победительницы".
Познакомились мы с Верой Петровной Марецкой совершенно случайно. Я работал в Москонцерте, и вдруг в один прекрасный день мне предложили поехать с ней на гастроли. Естественно, я согласился с огромной радостью. Мы проработали вместе три года, объездили почти всю страну, были и в Болгарии, и в Венгрии, и в Чехословакии... Вначале я просто вёл её выступления, затем стал подыгрывать в сценах из спектаклей - её постоянный партнёр Ростислав Плятт был очень занят в репертуаре и не всегда мог ездить на гастроли. Я заменил его в сценах из "Врагов" и "Госпожи министерши".
Вера Петровна к работе относилась истово, не щадила ни себя, ни меня. Только отыграем сцену из "Врагов", садимся в машину, чтобы ехать на следующий концерт, она говорит: "Давайте текст повторять". Пытаюсь отнекиваться: "Вера Петровна, мы же только что с вами отыграли, знаем всё назубок. Зачем нам повторять?" - "Ах вы, лентяй эдакий, нет, давайте повторять!" И мы прямо в машине начинали репетировать.
При всей своей известности она была совершенно некичлива, но цену себе, конечно же, знала. Как-то мы приехали в штаб командования наших войск в Германии. Перед выступлением - встреча с командованием в кабинете генерала, начальника Дома офицеров. Идёт светская беседа, они спрашивают, как мы устроились, сообщают, что прикрепляют нас к специальному магазину, где мы сможем покупать всё необходимое. Вдруг Вера Петровна интересуется: "Я слышала, что у вас недалеко есть магазинчик, где продаётся всякая галантерея, и там есть органзи". Я понятия не имею, что означает это таинственное словечко (теперь-то я знаю, что это какое-то дамское украшение)... Генералы смущены, ибо они тоже не понимают, о чём идёт речь, но на всякий случай кивают и говорят, что, может быть, это есть в Военторге. Когда мы вышли, я актрисе попенял: "Вера Петровна, что же вы у таких крупных чинов о каком-то органзи спрашиваете. Неудобно же". А она мне отвечает: "Подумаешь, генералы! Я-то в своей профессии маршал, а они - всего-навсего генералы. Усекли, Георгий Юльевич?" И я "усёк".
Марецкая была очень обаятельным, остроумным, интеллигентным, образованным человеком. Свободно говорила по-немецки и по-французски. Любила и умела готовить. Однажды она рассказала, как угощала Жана Маре. Он приехал в Москву, а дочь Марецкой, Маша, переводила его фильмы. В разговоре он обмолвился, что очень хотел бы попробовать русские блины. Вера Петровна приготовила блины по всем правилам - с икрой, с сёмгой - и пригласила его к себе. Маре очень следил за своей фигурой, увидев гору блинов, ужаснулся и сказал, что съест только один блин. Но съел один и, забыв о своей фигуре, остановиться уже не смог, так ему понравилось это угощение.
Её очень любила публика и почитали власти, которые наградили актрису самыми высокими наградами - два ордена Ленина, четыре значка лауреата Сталинской премии. Фильмы с её участием "Член правительства", "Она защищает Родину", "Сельская учительница" шли с неизменным триумфом. Когда она появлялась на сцене, зал ревел от восторга. И никто не догадывался, насколько трагична жизнь этой "победительницы". Оказалось, два её брата были репрессированы и, возможно, оба были расстреляны. Я узнал об этом совершенно случайно и уже после её смерти. Она об этом не говорила никогда, хотя знала, что я сам сидел. Никогда этой темы в разговоре не касалась. Она познакомила меня с сестрой, Татьяной Петровной, которая, как я понял, тоже была репрессирована и только в 60-е годы смогла поселиться в Москве. И об этом Марецкая не рассказывала, я просто почувствовал это. Вот под каким гнётом жила всю жизнь эта великая актриса.
Конечно, она была трагической фигурой. При внешнем благополучии - прекрасной квартире, орденах, многочисленных фильмах - была человеком очень неустроенным. Марецкая рано вышла замуж за Юрия Завадского и родила от него сына. Но их совместная жизнь была недолгой, хотя самые тёплые, дружеские отношения они сохранили на всю жизнь. После развода с Завадским Марецкая всё же пришла в его студию, которая потом преобразовалась в Театр Моссовета, и все её блестящие театральные роли связаны именно с ним. Она была лучшей его ученицей и до конца дней оставалась его верным другом. Например, всем было известно, что Завадский очень берёг свою фигуру, поэтому обедал в два приёма. Так вот, после репетиции он приходил домой к Вере Петровне, ел суп, потом шёл отдыхать, спал часа полтора, затем уже ел второе.
Второй раз Вера Петровна вышла замуж за актёра из студии Завадского Георгия Троицкого, родила дочь Машу. Вскоре началась война. Троицкого призвали в армию, и он погиб. Больше Вера Петровна замуж не выходила.
Многолетние отношения связывали её с Ростиславом Пляттом, но он был женат на женщине старше него. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной - рыжая с синими глазами. Со временем превратилась в хромую старуху и регулярно грозила ему: "Уйдёшь к Верке, я повешусь. Так и знай!" И Ростислав Янович не мог уйти, как ни хотел, видимо, чувствовал, что это не пустая угроза. Роман их был потаённым. Они его не только не афишировали, но тщательно скрывали, хотя он был всем очевиден.
Марецкая была страшно одинока. Её дочь Маша вышла замуж за очаровательного учёного Димочку. Несколько лет они прожили вместе с Верой Петровной, и вдруг, для всех абсолютно неожиданно, этот Димочка повесился. А смерть самой Веры Петровны была долгой и мучительной. Она умерла от той же болезни, что и Таиров, - от рака мозга.
Записала Елена Владимирова
Мы заканчиваем публикацию воспоминаний Г. Бахтарова. Полностью прочитать их вы сможете в книге, которая выйдет в издательстве "ОЛМА-Пресс".