И, отвергая все сомнения,
Актер выходит на помост,
Чтоб на короткое мгновение
(А там, пусть бездна, пусть падение)
Душой дотронуться до звезд.
Л.Шакутина
В 1996 году на конкурсе актеров "Честь и достоинство", представляя Веру Ершову, одну из победительниц, удостоенную премии "Золотая маска", Михаил Ульянов сказал: "Эта актриса переиграла все роли русской и зарубежной классики".
У нее все героини - "королевы", если даже они не имеют ни малейшего отношения ко двору. На любой из них лежит печать изысканности, интеллигентности, породы - будь то Елизавета Английская ("Елизавета Английская" Ф.Брукнера) или Клара Цеханасьян ("Визит старой дамы" Ф.Дюрренматта), купчиха Мавра Тарасовна ("Правда - хорошо, а счастье лучше" АОстровского), очаровательная странная чудачка Лидия Васильевна ("Старомодная комедия" А.Арбузова.), Толгонай ("Материнское поле" Чингиза Айтматова).
Трудно перечислить всех ее героинь и почетных званий, которых она удостоена. Народная артистка СССР, Почетный Гражданин Самары, Почетный Гражданин Самарской области и …
Вера Александровна Ершова из тех актрис, которые потрясают зрителей высотой и правдой человеческой боли, радости и надежды. Она пробуждает самосознание зрителя, открывает смысл жизни человека, дает нравственные уроки, и не только сама душой дотрагивается "до звезд", но на какое-то мгновение дает это ощущение нам - зрителям, и тогда спектакль становится мерилом совести для зрительного зала.
О "королевах" народной артистки СССР Веры Александровны Ершовой так много написано, что нет надобности еще раз возвращаться к ним. Возьмем только несколько работ из репертуара последних лет. Это Мод ("Гарольд и Мод" К.Хиггинса и Ж.-К.Каррьера), Летис ("Летис и Лавидж" П.Шеффера), Анни - яблочная леди ("Яблочная леди" - мелодрама О.Данилова) и, наконец, Анна Павловна Растопчина в "Афинских вечерах" П.Гладилина.
Кажется, еще совсем недавно с успехом шел на сцене нашего академического театра драмы спектакль "Гарольд и Мод", где Мод, которой исполнилось ни много, ни мало 80 лет, как кошка, взбегает по стволу дерева на самую вершину и увлекает за собой 18-летнего юношу Гарольда (В.Гальченко). Да ведь не только на дерево увлекает Мод, она открывает Гарольду красоту и поэзию жизни.
А вот Гарольд и Мод занимаются упражнениями, которые именуются модным ныне словом аэробика. Весьма поучительное зрелище. "Идите сюда! Я научу вас танцевать! Я причащаюсь жизни!" Многие ли из нас умеют причащаться жизни вот так вдохновенно, как это делает Мод у Ершовой, до последнего мгновения наслаждаясь счастьем бытия? Настолько велика у Мод жажда жизни, что Гарольд буквально околдован ей.
Со спектаклем "Гарольд и Мод" Вера Александровна участвовала в акции "Театра нации" - "Национальное достояние России". Было турне по городам: Воронежу, Курску, Москве. И был успех. Да какой успех! Ее поклон в театре Вахтангова длился 17 минут, весь партер сместился к сцене. В Курске - 36 минут зал стоя аплодировал ей!
Пьеса Питера Шеффера "Летис и Лавидж" будто специально написана для Веры Ершовой. Странная эта ее мисс Летис. Будучи экскурсоводом в одном из британских музеев, она появляется перед своими экскурсантами (и перед нами, зрителями) в экстравагантном костюме, явно позаимствованном из какого-нибудь спектакля "плаща и шпаги": короткие узенькие брючки, лихо заломленный берет и действительно шпага вместо указки. А уж что она там говорит - уму непостижимо! Ее безудержной фантазии нет конца... А представьте себе, что произойдет, когда мисс Летис явится в отдел кадров пред очи строгого начальства для объяснений за свои фантазии, да еще и в плаще Королевы Шотландской, и в рубашке леди Макбет. Ее просто вышвырнут с работы.
Вере Ершовой было что играть в этом спектакле. Она, воспитанная на классике, игравшая в лучших шекспировских произведениях, очень тонко чувствует нерв этой комедии. Ее Летис Дуффе элегантна
, театральна, празднична. Несмотря на невзгоды, свалившиеся на ее голову, она просто неистощима в своих выдумках. Способность увлечь, заразить, повести за собой - это в характере и самой актрисы. Вы не замечаете как отдаетесь во власть этого неугомонного существа, которое вот сейчас схватит вас за руку и повлечет за собой либо под мрачные своды Елизаветинского дворца, либо на эшафот, где казнили королеву Марию Шотландскую. По ней, если уж сидеть, то в кресле Ричарда III, а если уж пить, то из бокала Джона Фальстафа.
"Одушевить, осветить, озарить!" Эти слова, вложенные в уста ее героини английским драматургом П.Шеффером, как нельзя лучше отражают суть творчества Веры Ершовой.
Она сочувствует героиням с несложившейся судьбой и любуется ими.
Но и играть на сцене светскую даму не составляет Вере Александровне особого труда, она и без игры светская. Интеллигентность, умение с достоинством и без тени высокомерия держать себя в обществе - это отличительные черты характера самой актрисы как человека, не говоря уже о ее героинях. Словом, перевоплотиться в королеву актрисе не составляет особого труда, но вот перевоплотиться в существо, которое в нашем царстве-государстве принято называть "бомжом" - это надо уметь. Для этого недостаточно только облачиться в грязные лохмотья и отхлебнуть из бутылочки, надо уметь донести до зрителя это состояние на сцене, если в жизни ты его никогда не переживал. Пережить так, чтобы зрители увидели и поверили, и подумали: "Да, этому человеку уже никогда не встать на ноги".
Нечто подобное происходит в спектакле "Яблочная леди", поставленном на сцене театра драмы режиссером М.А.Карпушкиным. Независимо от того, примет ли актриса эту несвойственную ее характеру роль, поверит ли в то, что это тоже можно и нужно ей играть, спектакль все-таки был рассчитан на нее.
Ну, представьте себе тряпочную куклу, у которой руки и ноги произвольно болтаются. Существом этим надо управлять извне, чужими усилиями. Существо это надо переставлять, водить по сцене, как в кукольном театре. Именно такие манипуляции и проделывают с героиней Веры Ершовой ее партнеры по спектаклю. Ее буквально хватают руками, как предмет совершенно неодушевленный, так что руки и ноги начинают болтаться, как у марионетки, а затем начинают переставлять по сцене с места на место. Наконец, существо засопротивлялось (видимо, почувствовало себя человеком), вырвалось из рук и вдруг стало выделывать такие коленца - иной танцор позавидует.
Одинокая женщина, у которой умер богатый, но непутевый муж, не видела свою дочь уже 12 лет и потеряла надежду увидеть. За годы ожиданий знатная леди не выдержала испытаний одиночеством, спилась, довела себя до неузнаваемости. И вот сейчас торгует яблоками на тротуаре. И вдруг известие: приезжает дочь из Европы, да еще в сопровождении жениха, сына какого-то испанского графа. Как же она, бывшая леди, может встретить ее в таком непрезентабельном виде? Это позор, катастрофа!
Много тут чего произойдет по ходу действия... Сегодняшние друзья Анни: профессиональные воры, проститутки, шулеры, но, именно, они понимают ее горе, безнадежную ситуацию и искренне стараются помочь. Отлучат ее на пару дней от пьянства, отмоют, переоденут, снимут для нее дорогой номер в гостинице. И в один прекрасный миг явится пред очи увлеченных этой феерией лжи и фарисейства зрителей очаровательная леди в длинном кремового цвета платье, с роскошным меховым убранством на плечах, полная достоинства. Это будет все та же Вера Ершова, и зал разразится аплодисментами. Впрочем, аплодисменты сопутствуют ей на протяжении всего спектакля. Такой трансформации никто не ожидал. А на сцене все, начиная от мэра города и кончая последним полицейским в этом спектакле, закружат "я
блочную леди" в праздничном вальсе. И в звездном ряду коронованных особ у актрисы появилась еще одна "королева", хотя и не имеющая никакого отношения ко двору.
Отличительной чертой этой большой актрисы, мастера сцены, является то, что она из любого, порой беспомощного, драматургического материала может высечь искру Божью.
Невелик шедевр - пьеса П.Гладилина "Афинские вечера". Премьера состоялась на сцене Самарского академического театра драмы в канун его 150-летия.
Этакое "святое семейство" на сцене: папа - музыкальный критик (Вс.Турчин), мама - очевидно, домохозяйка (В.Оттович), их дочь Наташа, студентка (В.Решке) и бабушка Анна Павловна Растопчина (В.Ершова), приехавшая к ним в гости. У дочки Наташи есть еще жених, музыкант и композитор (В.Гальченко).
Живет это семейство, за исключением дочки, пытаясь отгородиться от окружающего мира, заботами о генеалогическом древе своем, как сберечь его для продолжения грядущим поколениям. Папочка всячески оберегает свою дочь от сегодняшних безродных и легкомысленных поклонников. Даже на концерты классической музыки не пускает одну. Только бабуся Анна Павловна стоит от них особняком. Она с интересом воспринимает все современное, хотя и живут в ней воспоминания о прошлом. Они порой уводят ее туда, где некогда под рысаками билась мостовая, в прошлый век.
Героиня Ершовой появляется на сцене в строгом черном платье с кружевным жабо. А высоте каблуков ее туфель может позавидовать любая сегодняшняя топ-модель. Да и вольностям ее поведения завидует внучка, которая уже ждет ребенка, еще не выйдя замуж.
Во времена юности Анны Павловны, молодым людям не позволялось ухаживать за девушками, а сразу присылали сватов. Однако это не мешало деткам в тайне от родителей устраивать так называемые "афинские вечера", где участники их поклонялись богу любви - Эросу. В моде были оргии, о которых с таким восторгом вспоминает Анна Павловна. В ту пору хоть и процветал культ Диониса, но дело на этих вечерах дальше коллективного исполнения песен и чтения стихов не шло. Зато в моде было стреляться, топиться, вешаться, отравляться. Курили опиум, играли в рулетку, занимались гороскопами, хиромантией, верили в переселение душ.
Вот и сейчас наша милая бабуся продолжает курить из длинного мундштука, палит в воздух из револьвера и предается воспоминаниям о грехах своей молодости.
Драматург не позаботился о монологах героини Ершовой, а режиссер - о ее сценическом движении. Потому большей частью актрисе приходится молча выслушивать диалоги своих сценических родственников. А, как известно, молчать на сцене - это самое трудное занятие. Делать это надо талантливо, но этого актрисе Ершовой не занимать. Она и здесь, как и ее предыдущие героини Мод и Летис, "причащается жизни" и делает это талантливо и зримо. У Анны Павловны не устарела душа, еще живо воспоминание о Любви, именно оно, это воспоминание, и зовет ее опять в дорогу.
Народная артистка Ершова приходит в театр задолго до начала спектакля, начинает тщательно заниматься гримом и костюмом, и это не от случая к случаю, а из года в год.
Одной из черт Веры Александровны является удивительная собранность и ответственность. Для нее день спектакля до сей поры самый святой день, и каждый раз ее охватывает волнение как у дебютантки и, потом, после окончаниям спектакля опять и опять "прокручивает" каждый свой жест, каждую паузу.
… Победный залп аплодисментов,
Усталость, мысли, как ожог,
И ночь бессонных аргументов.
(Л.Шакутина)
Вера Ершова бесконечно играет, творя в театре и превращая театр в жизнь. В скучной, серой, будничной повседневности она умеет создавать Красоту. Эта способность присуща всем ее коронованным и особенно некоронованным "королевам", королевам духа