Популярные личности

Василий Максименко

Летчик истребитель
На фото Василий Максименко
Категория:
Дата рождения:
1913-02-12
Место рождения:
п. Харцызск, Донецкая, Украина
Дата смерти:
2004-06-05
Гражданство:
Украина
Читать новости про человека
Биография

Биография

В 1955 году окончил Военно - Морскую академию ( ныне имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко ). Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Имя Героя присвоено переулку и пионерскому отряду средней школы № 6 в городе Харцызск, на которой установлена мемориальная доска.


Василий Максименко родился 12 Февраля 1913 года в посёлке Харцызск, ныне город Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1933 году и 2 курса Ленинградского электросварочного техникума. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник похода советских войск в западные области Украины и Белоруссии в 1939 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Сражался на 2-м Белорусском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, 4-м Украинском фронтах.

5 Января 1942 года Василий Максименко получил задание на разведку в районе Матвеева Кургана. В воздухе он столкнулся с вражеским разведчиком. Немец попытался ускользнуть от нашего истребителя на бреющем. Но Максименко разгадал его замысел и открыл счёт сбитым самолётам противника в новом году.

Психологически трудный бой выпал на долю командира эскадрильи Капитана В. И. Максименко в Феврале. Он возглавлял группу истребителей, которой поручили штурмовать железнодорожную станцию города Харцызска. Это был родной город Максименко - здесь он родился, вырос, окончил семилетку. Его дом находился рядом со станцией - настолько близко, что Василий опасался, как бы при штурмовке в него не попали снаряды. Конечно, на войне как на войне, и всё - таки собственными руками разрушать родной очаг тяжело.

Шестёрка истребителей зашла на станцию со стороны солнца, так что немцы заметили их в последний момент и начали было отводить составы с путей, но было уже слишком поздно.

На всех парах прочь от станции помчался одинокий паровоз. Максименко догнал его, и после точного попадания реактивного снаряда паровоз остановился, охваченный клубами дыма и пара. Второй локомотив попытался увести подальше от опасности длинный эшелон, но и его постигла та же незавидная участь. В третьем заходе наши истребители огнём пушек и пулемётов вывели из строя ещё один состав и уже собирались повернуть назад, к аэродрому, как вдруг заметили, что самолёт командира круто вывернул в сторону и направился к небольшому белому домику, стоявшему чуть поодаль от станции. Максименко бросил машину в крутое пике и над самой крышей резко взмыл ввысь. Самолёт сделал круг, на прощание покачал крыльями дому с закрытыми ставнями. Сквозь рокот мотора Василий прокричал:

- Ничего, дружище, держись ! После войны вернёмся к тебе. Распахнём твои ставни !

Через несколько дней, а именно 23 Февраля, в день 24-й годовщины Красной Армии, Василию Максименко вновь довелось пролетать над своим домом, С особым подъёмом уходили на боевое задание истребители Капитана В. Максименко. Штурмуя крупную автоколонну на шоссе Харцызск - Чистяково, они нанесли врагу значительный урон. Сам командир уничтожил 8 грузовых машин с фашистами. "Праздник сегодня - на нашей улице !" - каждый раз приговаривал он, нажимая на гашетку пулемёта.

Накануне 23 Февраля орденами и медалями были награждены и многие авиаторы полка. Ордена Красного Знамени удостоились и особенно отличившиеся в боях лётчики В. Максименко, В. Князев, А. Постнов.

Тогда же, по решению командования ВВС, в полку стало две эскадрильи. Командиром первой был назначен Капитан П. Середа, второй - В. Максименко.

К Октябрю 1942 года командир эскадрильи 88-го Новороссийского истребительного авиационного полка ( 216-я истребительная авиационная Таманская дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт ) Старший лейтенант В. И. Максименко совершил 250 боевых вылетов, в 15 воздушных боях сбил 7 самолётов противника.

23 Ноября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, два лучших аса полка - Василий Иванович Максименко и Пётр Селиверстович Середа были удостоены звания Героя Советского Союза. Это была высочайшая и, право же, заслуженная оценка их боевого мастерства, беспримерного мужества. Всей последующей боевой работой, жизнью на войне оба они оправдали высшее признание Родины.

В одном из боёв на Северном Кавказе, Василий Максименко получил тяжёлое ранение и попал в госпиталь. Он вернулся в часть в Январе 1943 года, став штурманом полка, а через полгода он принял и командование полком.

Весна 1944 года принесла на наши полевые аэродромы не только тепло, но и добрые вести с других фронтов. В Марте началось наступление войск 1-го и 2-го Украинских фронтов на Правобережной Украине. 26 Марта праздничным салютом Москва возвестила о выходе войск 2-го Украинского фронта к Государственной границе СССР с Румынией.

Постепенно налаживалась жизнь в тылу страны. Письма оттуда приходили более весёлые, чем в начале войны. Но вот однажды командир 88-го полка Василий Иванович Максименко получил письмо от матери Марии Николаевны. Письмо это напомнило, что, пока идёт война, пока гибнут люди, не будет покоя человеческому сердцу. Я позволю себе привести это письмо.

"Сокол мой родной ! Страшно вспомнить о чёрных днях фашистской неволи. Они легли морщинами на лице, оставили раны в сердце. Только мысль о тебе согревала душу. Пишешь ты, что несколько раз бомбил фашистские эшелоны в Харцызске, видел наш домик с закрытыми ставнями, опустелый двор.

Да, Вася, пусто было два года в нашем доме. Два года я не открывала ставни. В каждом письме ты спрашиваешь об отце. До сего времени скрывала от тебя правду. Теперь расскажу всё. Нет больше твоего отца Ивана Петровича. Осенью 1941 года дни и ночи проводил он на трубном заводе, эвакуируя машины. А сам уехать не успел. В Октябре 1942 года, как он ни скрывался, его схватили немецкие бандиты. Мучили, избивали, но он не проронил ни слова. На рассвете 11 Декабря его и ещё 11 человек вывели из тюрьмы и погнали по направлению к Макеевке. На 8-м километре всех расстреляли и бросили в шурф.

Слушай меня, сын мой, слушай мой материнский наказ: за смерть отца, за мои слёзы и муки отомсти проклятым гитлеровцам. Как только я узнала, что ты уже Герой Советского Союза, а потом получила твою фотографию и увидела все ордена, от радости даже прослезилась. Дорогой мой Вася ! Высокую честь оказывает тебе народ. Не урони её. Бей фашистов ещё сильнее и с победой возвращайся домой. Целую тебя, мой родной сокол".

Горестную весть о гибели отца Василий Иванович спрятал поглубже в сердце, а материнский призыв к священной мести воспринял как боевой приказ. Командир полка являл собой образец военного лётчика - бесстрашного, решительного, находчивого, грамотного.

Вскоре ещё одна весть из дома пришла к Максименко - на этот раз радостная: его земляк Михаил Михайлович Гончаренко передал государству личные сбережения с просьбой построить на них самолёт и вручить его Василию Ивановичу. На этом событии стоит остановиться подробнее.

В 1942 году трудящиеся Украины, эвакуированные в тыловые районы СССР, поддержали исторический почин саратовских и тамбовских колхозников: начали сбор средств в фонд обороны.

На средства, собранные молодёжью, были построены целые звенья самолётов - "Допризывник Николаевщины" и "Допризывник Херсонщины", отдельные машины - "Комсомолец Боровой", "Веселиновский комсомолец", "Комсомолец Дворечной" и многие другие.

Боевая техника, созданная за счёт личных сбережений трудящихся, торжественно вручалась различным воинским подразделениям. При этом, часто вкладчики просили строить боевые машины для героев войны, своих сыновей и мужей, сражавшихся с врагом на фронте. Так, на самолёте, построенном на сбережения И. П. Покшевского, председателя донецкого колхоза имени Г. И. Петровского, летали два его сына - авиатора.

Крупные суммы были собраны комсомольцами Донбасса и Днепропетровщины. А рабочий Харцизского трубного завода М. М. Гончаренко внёс 100 000 рублей и просил на эти средства построить самолёт для Героя Советского Союза В. И. Максименко.

На заводском аэродроме командир полка увидел новенькую боевую машину, на фюзеляже которой было выведено: "Герою Советского Союза Максименко В. И. от земляка рабочего завода "Главармалит" Гончаренко М. М." На фото справа: директор авиазавода В. Соладзе поздравляет Василия Максименко с получением именного боевого самолёта.

До конца войны Подполковник В. И. Максименко водил в бой своих лётчиков. Он совершил 516 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 17 вражеских самолётов лично и 8 - в группе с товарищами ( Михаил Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 9 групповых побед ). За это время он освоил истребители: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5.

После окончания войны Василий Иванович продолжил службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Морскую академию ( ныне имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко ). С 1961 года Полковник В. И. Максименко - в запасе. Жил в городе Рига, где работал на заводе "Ригасельмаш". Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Имя Героя присвоено переулку и пионерскому отряду средней школы № 6 в городе Харцызск, на которой установлена мемориальная доска



Поделиться: