Юрий Николаевич Труфанов - лауреат Ленинской премии, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Заслуженный конструктор РФ. Награжден медалью «За победу над Германией», другими знаками отличия.
Родился 16 ноября 1925 года в станице Константиновской Ростовской области. Отец - Труфанов Николай Васильевич (1898-1930), сотрудник уголовного розыска. Мать – Труфанова Мария Потаповна (1897-1984), учительница. Супруга - Люция Михайловна (1932 г. рожд.), окончила самолетостроительный факультет МАИ. Дочь – Труфанова Алла Юрьевна (1956 г. рожд.), окончила факультет летательных аппаратов МАИ.
Как и многие его сверстники, в мальчишеские годы Юрий мечтал о небе. Когда в 4-м классе он находился в пионерском лагере, вожатым в его отряд прислали студента Московского авиационного института. В благодарной памяти Юрия Труфанова сохранилось имя человека, чьи страстные рассказы об авиации в немалой степени предопределили выбор его судьбы, - Михаил (фамилии, к сожалению, в памяти не осталось). Труфанов уже тогда решил, что станет авиатором и будет поступать только в МАИ.
Начало Великой Отечественной войны застало Юрия в Ростовском авиационном техникуме, где он учился по специальности "монтаж самолетов". Учебный процесс нередко прерывался, когда студентов привлекали к оборонительным работам. В начале 1943 года, когда в ходе войны произошел перелом, будущие авиаторы смогли продолжить серьезные занятия. Однако вскоре Ю. Труфанова призывают в Красную Армию. В феврале 1943 года в составе маршевой роты таких же 17-18 летних парней Юрий попадает на фронт. Солдат-автоматчик и комсорг роты, он участвует в боях на Миус-фронте. В августе того же года получает контузию и оказывается в госпитале, откуда, получив временную инвалидность, возвращается в техникум для продолжения образования.
Менее чем через год Труфанова снова призывают и направляют в 1-е Орджоникидзевское военно-пулеметное училище с двухгодичным сроком обучения. Не желая отсиживаться в тылу, он пишет рапорт с просьбой направить его на фронт. Попав в запасной полк, он, благодаря твердому характеру и организационным способностям, а также имея опыт комсомольской работы, вскоре становится комсоргом батальона. Должность эта по существовавшему тогда ранжиру была офицерской, и командование предлагает Труфанову учебу в военно-политической Академии.
Чувствуя, что шансов попасть на фронт у него немного, Юрий просит разрешить ему продолжить образование. За месяц до великой Победы его просьбу и ходатайство техникума удовлетворяют: он демобилизуется и возвращается в учебные аудитории техникума, который оканчивает в 1946 году.
Оказавшись по распределению на одном из подмосковных предприятий, Ю. Труфанов возвращается к своему давнему намерению поступить в Московский авиационный институт и осуществляет эту мечту. МАИ (самолетостроительный факультет) Труфанов успешно оканчивает в 1955 году. В годы учебы он работал по совместительству начальником курса. Здесь же, в стенах института, познакомился с будущей супругой.
Ю. Труфанов получает диплом инженера-механика по самолетостроению и распределение в ОКБ-23. 1 апреля 1955 года молодого специалиста принимают на работу в проектный отдел под руководством О.А. Сидорова. Довольно скоро Труфанов становится начальником проектной бригады, ведущим конструктором проекта, затем отдела и далее назначается ведущим конструктором сверхзвукового самолета М-50, уже непосредственно подчиняясь генеральному конструктору ОКБ В.М. Мясищеву.
Эта машина, экипаж которой составлял всего 2 человека, воплотила многие уникальные по тем временам идеи – к примеру, она была оснащена системой балансировки за счет перекачки топлива (при переходе на сверхзвуковую скорость менялась центровка самолета). Все разработчики трудились с небывалым энтузиазмом, сознавая важность реализуемых задач и отодвигая на второй план личные амбиции, и уж тем более - материальные интересы.
Некоторое время спустя в оборонительной доктрине Советского Союза произошли известные перемены, отдавшие приоритет ракетно-ядерной тематике в ущерб развитию авиации. 3 октября 1960 года Совет Министров СССР принял решение о передаче ОКБ-23 в состав реутовского ОКБ-52 под наименованием «Филиал № 1».
Так, практически в одночасье несколько выдающихся проектов, на десятилетия опережавших время, оказались замороженными. Развитию авиации был нанесен непоправимый ущерб. Свой последний парад М-50 осуществил в августе 1961 г. (флагман воздушного парада).
В.Н. Челомей, сменивший Мясищева на посту Генерального конструктора ОКБ-23, в 1962 году назначает Юрия Труфанова главным ведущим конструктором. «Самолетчик» превращается в ракетчика. Основным полем его деятельности становится участие в создании межконтинентальной баллистической ракеты УР-500 (такое обозначение было выбрано, поскольку стартовая масса ракеты должна была превысить 500 тонн). Общую концепцию тяжелого универсального носителя сформулировали к концу 1961 года, а весной следующего определили ее облик и основные характеристики. 29 апреля 1962 года постановление о создании 3-ступенчатой ракеты тяжелого класса было подписано в Совете Министров СССР.
Уже в июле 1965 года состоялся первый пуск ракеты с заводским номером «207» - двухступенчатого прототипа УР-500 с научной космической станцией «Протон-1» весом 12 тонн. Чуть позже двухступенчатая УР-500 вывела на орбиту еще две станции «Протон». В печати новую ракету и все ее последующие модификации и модернизации окрестили «Протоном». В 1967 году начались летные испытания космической модификации «Протона» – универсальной ракеты – носителя УР-500К. Летные испытания совмещались с решением важнейших целевых задач, таких как облет Луны пилотируемым кораблем (осуществлен только в автоматическом режиме), доставка станцией Луна-16, -24 (возврат на Землю лунного грунта) знаменитых луноходов и т. д. Эти успехи заметно сгладили наши неудачи в лунной программе Н1-Л3 на фоне успешного посещения американскими астронавтами спутника Земли – Луны.
За участие в создании «Протона» - ракеты, ставшей на десятилетия одной из лучших систем этого класса в мире, Ю.Н. Труфанов в 1970 году удостоен Ленинской премии.
В 1968 году Ю.Н. Труфанов получает предложение министра общего машиностроения С.А. Афанасьева перейти на работу в министерство. Сам Юрий Николаевич, по собственному восприятию - 100-процентный «технарь», отнесся к перспективе обращения в чиновники без всякого оптимизма: он считал, что его место там, где кипит практическая работа (не хотел отпускать опытного высококлассного специалиста и В.Н. Челомей). Свои доводы Труфанов изложил министру, но тот был непреклонен: «Так надо». В результате в декабре 1968 года Ю.Н. Труфанов назначается заместителем начальника, а затем главным инженером 3-го Главка Минобщемаша.
В мае 1974 года директором и Генеральным конструктором НПО «Энергия», образованного на базе предприятий ЦКБЭМ и КБЭМ, назначается академик В.П. Глушко. По его предложению Ю.Н. Труфанов назначается Министром его первым заместителем.
Это был нелегкий, но весьма плодотворный период. Работать приходилось буквально на износ. Ситуация осложнялась непростыми взаимоотношениями Афанасьева и Глушко. Министр, отвечающий за решение задачи в жестко установленные сроки, потребовал найти решения, обеспечивающие производство блоков на действующих заводах, а тяги ЖРД ограничить технологическими возможностями производства и стендовой базы. В итоге задача была решена: был создан базовый модуль диаметром 3,9 метра и ЖРД тягой 740 тонн, модификации которого использовались в системе «Энергия–Буран» и в составе РН среднего класса «Зенит».
Генеральный конструктор, поддерживаемый «сверху», предлагает в кратчайшие сроки реализовать сразу весь пакет проектов (освоение Луны, тяжелый носитель, система «Энергия–Буран») при сохранении работ по пилотируемой космонавтике, в том числе программа «Союз–Аполлон». В частности, универсальный ракетный модуль для семейства тяжелых РН закладывался с ЖРД тягой 1000 тонн и диаметром блока 6 метров. Техническая реализация проекта требовала переноса производства этих блоков с заводов на космодром, а ЖРД такой тяги – проблема от производства, стендов и цикла обработки.
Длительное пребывание «между молотом и наковальней» сказалось на состоянии здоровья, и по просьбе Ю.Н. Труфанова министр перевел его на другое предприятие (НПО имени С.А. Лавочкина). Одновременно Юрий Николаевич возглавил секцию экспертной комиссии по рассмотрению эскизного проекта по комплексу «Энергия–Буран».
В 1980 году Юрия Николаевича Труфанова переводят в Научно-производственное объединение «Молния» (ныне – ОАО «НПО «Молния»»), где он работает и по сей день. В 1995 году Ю.Н. Труфанов становится заместителем Генерального директора. Одновременно он является главным конструктором и возглавляет конструкторское бюро.
С назначением Ю.Н. Труфанова заместителем гендиректора началось тесное сотрудничество НПО «Молния» с фирмой, в которой он вырос, – речь идет о Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева. Пройдя по сложнейшей траектории Мясищев – Челомей – Полухин – Киселев – Медведев, ГКНПЦ имени Хруничева стал одной из наиболее авторитетных аэрокосмических компаний мира, с которой связаны надежды и планы России в освоении космоса в ХХI веке.
В настоящее время ОАО «НПО «Молния»», продолжая работы по авиакосмическим проектам различного назначения, одновременно - в кооперации с ГКНПЦ имени М.В. Хруничева - ведет разработку многоразового ускорителя «Байкал», предназначенного для выведения космических объектов на опорные орбиты в широком диапазоне без отчуждения земель под поля падения отработавших ускорителей 1-х ступеней.
Юрий Николаевич Труфанов - лауреат Ленинской премии, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Заслуженный конструктор РФ. Награжден медалью «За победу над Германией», другими знаками отличия.
Нагрузки по работе и сегодня оставляют Юрию Николаевичу минимум свободного времени. Когда же все-таки появляется возможность, он любит посидеть с удочкой на берегу реки.
Живет и работает в Москве.