Первый пассажирский лифт-подъемник с безопасным устройством Отиса был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Примечательно, что в тот период сам изобретатель даже не подозревал, что его устройство безопасности вскоре будет широко использоваться при строительстве небоскребов; кстати, именно лифт Отиса в сочетании с изобретением стального каркаса для зданий дало саму возможность возведения небоскребов.
Элиша Грейвс Отис (Elisha Graves Otis) родился в 1811 году в Галифаксе, штат Вермонт (Halifax, Vermont), в семье Стивена Отиса-младшего и Фиби Глинн (Stephen Otis, Jr. and Phoebe Glynn). Из родительского дома он уехал в возрасте 20 лет и в итоге оказался в Трое, штат Нью-Йорк (Troy, New York), где жил в течение пяти лет и работал механиком.
В 1834 году он женился на Сьюзан А. Хоутон (Susan A. Houghton), с которой у них вскоре появились дети. В тот период Отис, который всегда много и усердно работал, пытаясь наладить собственный бизнес, все никак не мог войти в полосу везения – денег систематически не хватало, к тому же именно тогда он переболел и страшной пневмонией, едва не стоившей ему жизни. Супруга его вскоре умерла, оставив Отису восьмерых сыновей, младший из которых был еще в пеленках.
Начав 'новую' жизнь в возрасте 34 лет, Отис перебрался в Олбани, штат Нью-Йорк (Albany, New York), устроившись работать на мануфактуре по производству каркасов для кроватей. Именно тогда он впервые столкнулся с проблемой безопасности грузовых лифтов, когда его назначили ответственным за строительство нового здания.
При установке в здании лифта Отис применил привычный механизм подъемника грузов, и тот оказался как минимум очень далек от совершенства. Так, скоро Отис разработал свою собственную систему задержки лифта в случае обрыве троса или каната.
Метод его оказался весьма несложным, суть его состояла в том, что, если трос при подъеме грузов на верхние этажи обрывался, то распрямлялась специально установленная пружина, заставлявшая срабатывать тормозную систему, и кабина лифта садилась на уловители.
К несчастью, компания, в которой трудился Отис, обанкротилась, и он оказался без работы. Впрочем, именно в этот раз судьба, наконец, улыбнулась изобретателю, и вскоре две соседние фабрики, слышавшие о его изобретении, заказали ему по безопасному лифту.
Однако настоящее признание пришло к Отису несколько позже – когда был запущен первый безопасный пассажирский лифт. С 1852 года он трудился над собственным проектом, и в 1854 году Элиша Отис сумел по-настоящему поразить публику. Так, на выставке в Кристалл-Пэлэс в Нью-Йорке (New York Crystal Palace) Отис продемонстрировал безопасность своего подъемного устройства весьма экстравагантным образом – он стоял на открытой платформе лифта, на которой кроме того было много груза, в то время как его ассистент на глазах у изумленной публики перерубал топором удерживавший его канат; к удивлению и даже изумлению зрителей платформа лифта, установленная примерно на уровне четвертого этажа, оставалась на месте и не падала вниз.
Этот эффектный трюк Отис продемонстрировал не раз, всякий раз в конце шоу снимая шляпу и сообщая публике, что все безопасно. Вскоре этот номер стал абсолютным хитом выставки.
Первый пассажирский лифт-подъемник с безопасным устройством Отиса был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Примечательно, что в тот период сам изобретатель даже не подозревал, что его устройство безопасности вскоре будет широко использоваться при строительстве небоскребов; кстати, именно лифт Отиса в сочетании с изобретением стального каркаса для зданий дало саму возможность возведения небоскребов.
Примечательно, что Отис работал над своими устройствами очень оригинальным способом - он никогда не пользовался чертежной доской, не чертил проектов и не делал даже эскизов. Планы его устройств он делал при минимальном соответствии с требованиями Патентного бюро.
Итак, трудные времена для изобретателя остались позади – заказы на изготовление новых, безопасных лифтов стали поступать на регулярной основе, и его семейная фирма с тех пор начала процветать. После смерти Отиса его сыновья продолжили семейное дело.
Элиша Грейвс Отис умер преждевременно, во время эпидемии дифтерии, 8 апреля 1861 года, не дожив несколько месяцев до своего 50-летия