Бенни Гудмен – одна из ключевых фигур в истории джазовой музыки; одно лишь прозвище 'Король свинга' говорит, что персоной Гудмен был знаковой. Как же сын бедных евреев из России сумел прославиться на всю Америку и навсегда завоевать себе место в истории мировой музыки?
Родился Гудмен в Чикаго (Chicago); был он 9-м из 12 детей бедных еврейских иммигрантов из Российской империи. Когда Бенни было всего 10, отец записал его и двух его старших братьев в музыкальный кружок одной из местных синагог. Годом позже Бенни Гудмен примкнул к местной музыкальной группе; параллельно он учился играть на кларнете у известного музыканта Франца Шоэппа (Franz Schoepp). Дебютировал в профессиональном плане Гудмен в 1921-
м; в 1922-м он поступил в одну из чикагских старших школ, в 1923-м стал членом музыкального профсоюза. Уже в 14 лет Бенни играл в команде легендарного Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke). В 16 лет Гудмен числился в одной из известнейших группы Чикаго, Оркестре Бена Поллака (Ben Pollack); в 1926-м Бенни удалось впервые записаться в составе группы, а в 1928-м – выпустить первую самостоятельную запись.
В конце 20-х и начале 30-х Гудмен а
ктивно выступал в Нью-Йорке (New York City); по большей части работал в этот период он с Беном Поллаком.
В 1934-м Бенни прошел прослушивание для проекта NBC 'Let's Dance'; в этой популярной трехчасовой программе играла танцевальная музыка самых разных стилей. Писал музыку для шоу Гудмен с помощью Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson); Хендерсон не остался внакладе – Гудмен к тому времени уже был талантливым предпринимателем и пом
чь начинающему коллеге мог многим. Официально их союз начал работать с 1932-го; увы, особой популярности добиться ему не удалось.
В конце 1937-го публицист Гудмена Уинн Натансон (Wynn Nathanson) решил привлечь к своему подопечному новую порцию внимания; по его задумке, Гудмену и его команде следовало сыграть в нью-йоркском Карнеги-Холл. Бенни мог стать первым лидером джаз-группы, выступившим на этой сцене; сначала он явно колебался п
о поводу этой идеи, однако произведенный анонсами фурор его переубедил.
Концерт прошел 16 января 1938-го; билеты (из расчета на 2760 мест) были распроданы за несколько недель до мероприятия, причем по цене сравнительно высокой. По сей день мероприятие это считается одним из ключевых в истории джаз-музыки в целом; после долгих лет стиль этот наконец-то был в полной мере воспринят широкой публикой.
Неожиданно полезным приобретением дл
я команды Гудмена оказался Чарли Кристиан (Charlie Christian). Изначально к идее использования в своей команде электрической гитары Гудмен относился, мягко говоря, скептически; помимо этого, Кристиан не понравился ему еще и своим стилем. Джон Хэммонд (John Hammond) буквально заставил Гудмена дать Кристиану шанс; последовавшее 45-минутное выступление заложило основу крепкому двухгодичному сотрудничеству.
Некоторое время дела Гудмена ш
и отлично, однако к середине 40-х популярность больших групп начала спадать, да и свинг перестал быть столь уж популярным. Гудмен, однако, не отчаялся; он продолжал играть свинг, бибоп и кул-джаз. В бибопе, впрочем, Бенни со временем разочаровался; новым источником вдохновения для него стала классика.
25 апреля 1938-го Бенни записал одну из композиций Моцарта вместе с 'Budapest Quartet'; дебют оказался успешным, и Гудмен начал разви
вать успех. Увы, дела его упорно отказывались налаживаться; даже идея совместной работы с самим Луи Армстронгом (Louis Armstrong) закончилась провалом – музыканты вдребезги рассорились в самом начале работы.
Играть и записываться Бенни Гудмен продолжал еще долго; не останавливали его и довольно серьезные проблемы со здоровьем. Скончался великий музыкант от сердечного приступа в своем доме в Нью-Йорке; на момент смерти ему было 77 лет